Олимпиады

2022/2023 учебный год

Приказ Минпросвещения России от 30 августа 2022 г. № 788 «Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2022/23 учебный год»

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 30.08.2022 № 828 “Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2022/23 учебный год”

2021/2022 учебный год

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31 августа 2021 года № 804 «Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2021/22 учебный год»

2020/2021 учебный год

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 27.08.2020 № 1125 “Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2020/21 учебный год”   скачать
Перечень олимпиад школьников и их уровней на 2020/2021 учебный год

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 715 “Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно – исследовательской), инженерно – технической, изобретательской, творческой, физкультурно – спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2020/21 учебный год”

2019/2020 учебный год

Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ от 24.07.2019 № 390 “Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2019/20 учебный год”   скачать

Школьные олимпиады играют важную роль для решения задач формирования высокопрофессиональных научных  кадров страны. Олимпиады выявляют одаренных учащихся, мотивируют школьников к углубленному изучению предмета, а главное — развивают творческий подход к решению нестандартных задач.
Первая школьная олимпиада состоялась еще в XIX веке, когда Астрономическое общество Российской империи организовало «Олимпиаду для учащейся молодежи». Еще одним прообразом современных олимпиад можно считать конкурс по решению задач, проводившийся журналом «Вестник опытной физики и элементарной математики» в 1885-1917 гг.

Астрономическое общество Российской Империи.

В декабре 1879 — январе 1880 года в Петербурге состоялся VI съезд русских естествоиспытателей и врачей. На нём собралось более 30 астрономов, не считая учителей космографии и любителей астрономии. По инициативе профессора Казанского университета М. А. Ковальского (он не был на съезде, но прислал телеграмму: «Устройте Русское астрономическое общество») в протоколе заседания секции математики и астрономии 29 декабря 1879 года было записано:

«Необходимость Русского астрономического общества ощущается уже давно всеми русскими астрономами. В России нет журнала, где бы они могли всегда печатать свои статьи, сообщать свои наблюдения и проч., наконец, нет собраний, где бы астрономы могли сходиться и обмениваться мыслями».

31 октября 1890 министр народного просвещения граф И. Д. Делянов утвердил представленный ему проект Устава Русского астрономического общества.

История олимпиадного движения в России позволяет увидеть, как расставлялись акценты в системе образования России  и СССР на протяжении  века.  Олимпиады по школьным предметам отражают эволюцию общества и системы общего образования, произошедшую в прошлом веке и существаующую  в настоящее время.

С середины XX века  пришелся расцвет олимпиад по математике, физике, химии, астрономии. СССР бурно развивал промышленный и научный потенцал, покорял космос, и стране нужны были активные и талантливые инженеры, «технари».
Во второй половине XX века в стране происходит научно-техническая революция, развиваются новые науки и технологии (генетика, кибернетика, геология и космическая картография, др.), ей нужны ученые в различных областях, и в первую очередь – в естественнонаучной. В этот период к уже ставшим традиционными олимпиадам постепенно присоединяются олимпиады по биологии, географии, информатике.

В конце XX века школа переживает процесс гуманитаризации образования и призвана дать ученику опыт эмоционально-ценностных отношений личностного порядка. Именно в этот период олимпиадой охвачены гуманитарные предметы (русский язык, литература, история, обществознание, экономика) как основные культурные ценности человека.

В начало XXI века в ответ на вызовы нового столетия – резкое ухудшение состояния окружающей среды, вызванное бурным промышленным ростом прошлых лет, глобальное изменение климата, повлекшее природные катастрофы –  стартуют олимпиады по физической культуре, экологии и ОБЖ. Информационные вызовы – глобализация коммуникаций и  мировой культуры, новые экономические интеграционные процессы в мире –   с 2000 годов  дали  развитие олимпиадам по праву и технологии, а с  2011 года  – олимпиаде  “Искусство (МХК)”,  расширили с 2000 года спектр олимпиад по иностранному языку (английский, немецкий, французский), пополнив их с 2015 года  итальянским, испанским, китайским языками.