Я-исследователь

В настоящее время активно развивается прикладное направление науки. Важнейшей задачей педагога является обучить ребенка работать в научном направлении, пробудить исследовательский интерес, и помочь сделать первые шаги в науке и интеллектуальном творчестве. Вместе с тем, перед педагогом остро стоит задача пробудить не только стремление ребенка заниматься исследованием или изменением реальности, но и развить его личностные качества, сформировать проектную и научно-исследовательскую компетенцию, научить нестандартно и критично мыслить.

Ни одна исследовательская задача не может быть до конца решена без применения технологии проектирования, т. е. метода последовательного движения к поставленной цели. Именно поэтому структура исследования включает в себя все типично проектные этапы – концептуализацию (выделение нерешенной проблемы, актуализация недостающего  знания); целеполагание – определение целей и задач исследовательской работы (при этом функцию проектного замысла выполняет гипотеза исследования); подбор методов и средств достижения поставленных целей (разработка экспериментов, плана сбора информации, отбора проб и т. д.); планирование хода работы; оценка результатов и соотнесение их с гипотезой (обсуждение и анализ результатов); окончательные выводы и их интерпретация. Поэтому исследовательскую работу часто называют исследовательским проектом.

И проектирование, и исследование являются главными средствами производства в науке, технике, социальной жизни, изначально не приспособленными к задачам образовательной практики. Именно поэтому в рамках данной дополнительной образовательной программы переработаны, адаптированы и приспособлены для работы с учащимися конкретного возраста и уровня способностей методики в этой области.

Программа позволяют открыть для учащихся «окно в большую жизнь», ознакомить с главными приемами, которыми пользуются в своей профессиональной деятельности специалисты; а для последних создают возможность передачи своих знаний и опыта молодому поколению, что делает образование более открытым.

Отличительной чертой данной программы является использование практических занятий не только для выполнения задания или поставленных целей, но и для первоначального знакомства с инструментами для работы, с оборудованием, учреждениями и педагогами. Это позволит учащемуся сделать самостоятельный выбор нужных ему средств для решения проблемы в проектной работе. Данная программа учить самому делать выбор исходя из научный интересов.

Важной особенностью является практико-профилирующий компонент. После успешного освоения теоретического курса учащийся имеет право выбора научного профиля (естественнонаучный, инженерно-технический, социально-гуманитарный), что позволит глубже изучить свое научное направление и получить необходимые теоретические знания и навыки работы над проектами. Уникальным будет опыт реализации программы по модульному принципу.

Программа «Я — исследователь» скачать