2023/2024 учебный год
2022/2023 учебный год
2021/2022 учебный год
2020/2021 учебный год
Перечень олимпиад школьников и их уровней на 2020/2021 учебный год
2019/2020 учебный год
Школьные олимпиады играют важную роль для решения задач формирования высокопрофессиональных научных кадров страны. Олимпиады выявляют одаренных учащихся, мотивируют школьников к углубленному изучению предмета, а главное – развивают творческий подход к решению нестандартных задач.
Первая школьная олимпиада состоялась еще в XIX веке, когда Астрономическое общество Российской империи организовало «Олимпиаду для учащейся молодежи». Еще одним прообразом современных олимпиад можно считать конкурс по решению задач, проводившийся журналом «Вестник опытной физики и элементарной математики» в 1885-1917 гг.
Астрономическое общество Российской Империи.
В декабре 1879 — январе 1880 года в Петербурге состоялся VI съезд русских естествоиспытателей и врачей. На нём собралось более 30 астрономов, не считая учителей космографии и любителей астрономии. По инициативе профессора Казанского университета М. А. Ковальского (он не был на съезде, но прислал телеграмму: «Устройте Русское астрономическое общество») в протоколе заседания секции математики и астрономии 29 декабря 1879 года было записано:
«Необходимость Русского астрономического общества ощущается уже давно всеми русскими астрономами. В России нет журнала, где бы они могли всегда печатать свои статьи, сообщать свои наблюдения и проч., наконец, нет собраний, где бы астрономы могли сходиться и обмениваться мыслями».
31 октября 1890 министр народного просвещения граф И. Д. Делянов утвердил представленный ему проект Устава Русского астрономического общества.
История олимпиадного движения в России позволяет увидеть, как расставлялись акценты в системе образования России и СССР на протяжении века. Олимпиады по школьным предметам отражают эволюцию общества и системы общего образования, произошедшую в прошлом веке и существаующую в настоящее время.
С середины XX века пришелся расцвет олимпиад по математике, физике, химии, астрономии. СССР бурно развивал промышленный и научный потенцал, покорял космос, и стране нужны были активные и талантливые инженеры, «технари».
Во второй половине XX века в стране происходит научно-техническая революция, развиваются новые науки и технологии (генетика, кибернетика, геология и космическая картография, др.), ей нужны ученые в различных областях, и в первую очередь – в естественнонаучной. В этот период к уже ставшим традиционными олимпиадам постепенно присоединяются олимпиады по биологии, географии, информатике.
В конце XX века школа переживает процесс гуманитаризации образования и призвана дать ученику опыт эмоционально-ценностных отношений личностного порядка. Именно в этот период олимпиадой охвачены гуманитарные предметы (русский язык, литература, история, обществознание, экономика) как основные культурные ценности человека.
В начало XXI века в ответ на вызовы нового столетия – резкое ухудшение состояния окружающей среды, вызванное бурным промышленным ростом прошлых лет, глобальное изменение климата, повлекшее природные катастрофы – стартуют олимпиады по физической культуре, экологии и ОБЖ. Информационные вызовы – глобализация коммуникаций и мировой культуры, новые экономические интеграционные процессы в мире – с 2000 годов дали развитие олимпиадам по праву и технологии, а с 2011 года – олимпиаде “Искусство (МХК)”, расширили с 2000 года спектр олимпиад по иностранному языку (английский, немецкий, французский), пополнив их с 2015 года итальянским, испанским, китайским языками.